+7 (499) 220-12-34
ICQ234443   ICQ23433

Товаров: 0 шт.
На сумму: $0
Курс(нал.): 62.00
Курс(безнал.): 66.00
Продукция Rover
Ноутбуки Ноутбуки-распродажа Аксессуары для ноутбуков Комплектующие LCD мониторы LCD телевизоры MP3 плейеры Кпк, смартфоны Цифровые фотоаппараты Проекторы Плазменные панели
Информация
Выбери себе подарок Товары в кредит! Товары со скидкой Цветовые решения Trade-In Хиты продаж Новинки Обзоры
Ноутбуки
ACER - Ноутбуки ASUS - Ноутбуки Compaq Ноутбуки DELL Fujitsu-Siemens Geronimo - Ноутбуки LG -Нутбуки MSI Samsung Ноутбуки SONY - ноутбуки SONY - США Toshiba - Ноутбуки Ноутбуки BLISS Ноутбуки IRu Ноутбуки Maxselect
Периферия
LCD компьютеры Внешние устройства Кабели Компьютеры ПК-комплектующие Программы Расходники Серверы Сетевые устройства Сумки для ноутбуков






 
RoverMarket :: Все новости :: Как строили самый длинный в России железнодорожный тоннель

Как строили самый длинный в России железнодорожный тоннель

   
 

Как строили самый длинный в России железнодорожный тоннель

Не спасала даже самая современная импортная техника. Проходку пришлось вести едва ли не в самых сложных в мире, не встречавшихся раньше тектонических, гидрографических и радиационных условиях. Российским проходчикам удалось не только преодолеть исключительные тяготы и опасности, но и новаторски решить сложные технические задачи. Лучшим иностранным специалистам сулили любые деньги, но они отказывались. Подземные геодезисты — маркшейдеры выверили путь при помощи лазера. Когда бригады, двигавшиеся под землей с Запада и с Востока, встретились, отклонение от оси составило ювелирные 5,4 мм на 15,3 км тоннеля.

Углубившись в гору, строители и представить не могли, что их ждет: геологическое и гидрологическое строение хребта было малоизвестно. Внутренности Северо-Муйского кряжа напоминают слоеный пирог или разрушенный ударом молотка кусок слюды — сплошные трещины. Когда в 1977 году все начиналось, не существовало станков для горизонтального бурения до 400 м с отбором керна. Пробуренные через каждые 500 м скважины картину не прояснили.

Рассказывая об истории тоннеля, участники и организаторы строительства предпочитают не упоминать о высокой концентрации газа радона. Была и еще одна опасность — радиация. Но именно из-за этого от тоннеля отказались ведущие зарубежные фирмы.

(беккерель — единица активности нуклида в радиоактивном источнике) — очень высокая доза. Как свидетельствует обнаруженный «Популярной механикой» Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 1997 году», «высокие значения эквивалентной равновесной объемной активности радона обнаружены на… строящемся Северо-Муйском тоннеле (до 3000 Бк/мЗ), что приводит к значительному переоблучению работников…» Три тысячи беккерелей на 1 м? Норма радиационной безопасности на производстве по группе «А» (включающее и рентгеновское облучение) — не более 1240 Бк/м3, а в жилых помещениях содержание радона не должно превышать 200 Бк/м3.

Аэрокосмическая съемка выявила 4 основных разлома (разрыва горных пород, возникших при движении земной коры). Короче, от Северной Муи можно было ждать чего угодно, и было решено вести разведку одновременно со строительством. Из 15 343 м Северомуйского (всего выработки протянулись более чем на 40 км) — на разломы пришлось 860 м. Обычно такие зоны не превышают 5% протяженности тоннеля. За время проходки подземелье унесло 31 человеческую жизнь. Пробурив гранитные плиты, от которых из-за мощного внутреннего напряжения сами собой вылетали со скоростью пушечного ядра куски камня, проходчики «проваливались»: из «лба» забоя под давлением больше 30 атмосфер начинала хлестать перемешанная с песком и глиной вода.

Происходящие в его глубине тектонические процессы аукаются мощными землетрясениями. Протянувшийся на 300 км в длину и 20?30 км в ширину Северо-Муйский горный хребет молод и горяч нравом. Бывает, что земля содрогается по нескольку раз на дню. (В 1936 году здесь было зафиксировано 9,6 баллов по шкале Рихтера, а самым сильным землетрясением в мире за последние 50 лет считается стихийное бедствие в 9 баллов, которое 28 мая 1995 года унесло жизни двух тысяч человек, стерев с лица земли город Нефтегорск на Сахалине.) Девятибалльные землетрясения могут вызывать в хребте вертикальные смещения пород до 1?1,2 м, а 10-балльные — до 5?7 м.

Однажды, около ста лет назад, после сдвига тектонических пластов хребет сместился на 1,5 м. Вдобавок здесь проходит водораздел между озером Байкал и рекой Витим. Чтобы уменьшить опасности, параллельно подковообразному по форме сечения тоннелю (68 м2) на расстоянии от 15 до 30 м от его оси пустили разведочную транспортно-дренажную штольню сечением 18 м?. Река Имангра потекла в обратную сторону, а окрестные деревья засохли. Кроме того, из штольни открывались дополнительные забои для проходки тоннеля. Ее продвижение в глубь скалы должно было опережать тоннель на 200?300 м, позволяя уточнять геологические условия работ, отводя воду из горного массива и улучшая вентиляцию всей выработки. Проходка из трех стволов обеспечила свыше половины длины тоннеля. А чтобы сделать участки проходки короче, тоннель вели одновременно с двух сторон хребта — из восточного и западного порталов, а также в обе стороны от вертикальных стволов диаметром 7,5 м, пробитых с вершины хребта (глубиной 302, 334 и 162 м). А 4-й ствол глубиной 242 м пришлось строить между западным порталом и стволом № 1 после того, как строители неожиданно наткнулись на старое подземное русло реки Ангаракан.

Когда же к нему подошли со стороны тоннеля, в забой, сметая тяжелую технику и людей, вырвалась перемешанная с песком и глиной вода — более 25 тыс. Опережающая прокладка разведочной штольни с запада показала небольшой разлом. Погрузочную машину весом 23 т отбросило, как пушинку. м3. И на два года работы на этом направлении были заморожены. Прорыв останавливали, закачивая бетон в уже готовый тоннель. Потом, чтобы продолжить проходку, пришлось снова пробивать бетонную «пробку».

Стены же самого тоннеля делали в наиболее сейсмоопасных местах 3слойными и даже 4-слойными, покрывая их сначала черновым бетоном, армированным металлическими анкерами, второй слой был сборным — тюбинговым (тюбинговое покрытие, напоминающее металлические соты, можно видеть на стенах тоннелей метро), далее следовал дополнительный слой железобетона. Впоследствии для укрепления грунта над тоннелем в зонах разломов бурили из штольни «ходки» и устраивали выше кровли тоннеля камеры, которые заполняли монолитным бетоном. Таким образом пространство тоннеля оказывалось заключенным в несколько «труб», каждая из которых довольно подвижна относительно остальных. А кое-где обделку завершала металлоизоляция.

В пробуренные скважины двумя потоками (чтобы не схватились раньше времени) заливали жидкое стекло, бетон и химические добавки, которые, застыв, образовывали вокруг выработки подобие жесткого «скафандра». Тогда же команда московских, питерских и екатеринбургских ученых разработала уникальный способ укрепления особо рыхлых пород.

Огромную «нору» со стороны западного портала начинал рыть проходческий щит 1936 года выпуска, работавший еще на строительстве московского метро. За время строительства сменилось несколько поколений проходческой техники. Постепенно на Северную Мую доставляли самую современную импортную технику — японскую буровую «раму» «Фурукава», немецкий проходческий комплекс «Вирт», финский «Тамрок».

И все же из-за сложных условий значительную часть выработки пришлось проходить по старинке. Оснащенный наиболее современной техникой и опытными отечественными кадрами, генеральный подрядчик «БАМтоннельстрой» стал со временем едва ли не лучшей проходческой фирмой на постсоветском пространстве.

Говорят, что, увидев кряж, который предстояло пробурить, он сказал по?русски: «Хреновая порода!» И посоветовал отказаться от затеи и начать где-нибудь в другом месте. Когда смонтировали 250-тонный американский комплекс «Роббинс», на БАМ прилетел глава компании Дик Роббинс. На смену ему пришел немецкий «Вирт», которому досталось 5 км штольни того же диаметра. Тем не менее отечественным умельцам удалось выжать из «американца» все возможное, и свою задачу — проходку самого сложного 4-километрового участка штольни диаметром 4,62 м — он выполнил. В самых критических условиях не отказывали только отбойные молотки. Зато следующий комплекс «Вирт», который шел с западного портала (5,26 м), не выдюжил, и его отправили строить метро в Екатеринбурге.


Дата публикации: 01.10.2019


Ещё новости


  14.10.2019  Samsung изменила анимацию приложений в One UI 2.0

Сегодня программу открывают для еще большего количества пользователей. Напомним, на прошлой неделе Samsung запустила программу бета-тестирования Android 10 и One UI 2.0 для смартфонов флагманской лине...

  28.09.2019  15 отличных вещей с AliExpress. Теплый жилет Xiaomi на осень

Каждую неделю мы выбираем 15 самых дешевых, актуальных и оригинальных вещей, которые понравятся каждому. Каждую неделю мы пишем о лучших товарах с AliExpress. И множество крутых штук от Xiaomi, самы...

  10.10.2019  Epic Games помогла Gearbox в расширении фанатской базы Borderlands 3

Пока многие полагали, что данное сотрудничество студии Gearbox Software с Epic Games приведёт к провалу продаж Borderlands 3, на деле же всё сложилось прямо противоположным образом. Как известно, PC-в...

  30.09.2019  Вероятные приключения AMD Ryzen 5 3500 в России: реальный сюжет

Более того, как нам стало известно, процессор Ryzen 5 3500 был специально выпущен для нужд этого производителя готовых компьютеров. Если о существовании процессора AMD Ryzen 5 3500X нам чаще приходило...

  08.10.2019  Хардкорные самоделки своими руками: ржавая мощь

И если так вышло, что под рукой у вас лишь куча покрытых ржавчиной деталей, пара старых шуруповертов и набор бытовой мелочевки — не беда! Как известно, настоящие DIY-щики всегда работают с тем, что им...



Все новости
 
 
© 2005-2015 RoverMarket - ноутбуки, КПК, проекторы