+7 (499) 220-12-34
ICQ234443   ICQ23433

Товаров: 0 шт.
На сумму: $0
Курс(нал.): 62.00
Курс(безнал.): 66.00
Продукция Rover
Ноутбуки Ноутбуки-распродажа Аксессуары для ноутбуков Комплектующие LCD мониторы LCD телевизоры MP3 плейеры Кпк, смартфоны Цифровые фотоаппараты Проекторы Плазменные панели
Информация
Выбери себе подарок Товары в кредит! Товары со скидкой Цветовые решения Trade-In Хиты продаж Новинки Обзоры
Ноутбуки
ACER - Ноутбуки ASUS - Ноутбуки Compaq Ноутбуки DELL Fujitsu-Siemens Geronimo - Ноутбуки LG -Нутбуки MSI Samsung Ноутбуки SONY - ноутбуки SONY - США Toshiba - Ноутбуки Ноутбуки BLISS Ноутбуки IRu Ноутбуки Maxselect
Периферия
LCD компьютеры Внешние устройства Кабели Компьютеры ПК-комплектующие Программы Расходники Серверы Сетевые устройства Сумки для ноутбуков






 
RoverMarket :: Все новости :: Верхом на реакторе: как в СССР разрабатывали атомный самолет

Верхом на реакторе: как в СССР разрабатывали атомный самолет

   
 

Верхом на реакторе: как в СССР разрабатывали атомный самолет

Останавливало их только то, что эти центры располагались, как правило, в глубоком и хорошо защищенном тылу. Появление атомной бомбы породило у обладателей этого чудо-оружия искушение выиграть войну всего несколькими точными ударами по промышленным центрам противника. Выбор оказался невелик — баллистические и крылатые ракеты и сверхдальняя стратегическая авиация. Все послевоенные силы сосредоточились как раз на надежных средствах доставки «спецгруза». За короткое время в мире появилось множество самых фантастических проектов и летательных аппаратов. В конце 40-х весь мир склонился к бомбардировщикам: на развитие дальней авиации были выделены такие гигантские средства, что последующее десятилетие стало «золотым» для развития авиации. Но самыми невероятными проектами были стратегические сверхзвуковые бомбардировщики с атомными силовыми установками. Даже обескровленная войной Великобритания блеснула великолепными стратегическими бомбардировщиками Valient и Vulcan. Даже спустя полстолетия они завораживают своей смелостью и безумием.

СССР не отставал: одновременно с B-52 в воздух поднимается стратегический межконтинентальный бомбардировщик Ту-95, а 9 июля 1961 года весь мир шокирует показанный на авиапараде в Тушино гигантский сверхзвуковой бомбардировщик М-50, который, промчавшись над трибунами, сделал горку и растворился в небе. В 1952 году в США взлетает легендарный B-52, через год — первый в мире сверхзвуковой тактический бомбардировщик A-5 Vigilante, а еще через три — сверхзвуковой стратегический XB-58 Hustler. Мало кто догадывался, что это был последний полет супербомбардировщика.

И если для США, окруживших СССР военными базами, этого было достаточно, то для достижения американской территории с советских аэродромов требовалась дальность не менее 16 тыс. Дело в том, что радиус полета построенного экземпляра не превышал 4000 км. Расчеты показывали, что даже при двух заправках топливом дальность М-50 со «спецгрузом» массой 5 т не превышала 14 тыс. км. При этом такой полет требовал целое озеро топлива (500 т) для бомбардировщика и топливозаправщиков. км. км. Для поражения же удаленных целей на территории США и свободного выбора трассы полета для обхода районов ПВО требовалась дальность в 25 тыс. Обеспечить ее на сверхзвуковом полете могли только самолеты с ядерными силовыми установками.

В начале 50-х он казался не более экстравагантным, чем размещение реакторов на подводных лодках: и то и другое давало практически неограниченный радиус действия. Подобный проект только сейчас кажется диким. Вполне обычным постановлением Совета Министров СССР от 1955 года ОКБ Туполева было предписано создать на базе бомбардировщика Ту-95 летающую атомную лабораторию, а ОКБ Мясищева — выполнить проект сверхзвукового бомбардировщика «со специальными двигателями главного конструктора Архипа Люльки».

Только если в ТРД тяга создается расширяющимися при сгорании керосина раскаленными газами, то в ТРДА воздух нагревается, проходя через реактор. Турбореактивный двигатель с атомным реактором (ТРДА) по конструкции очень сильно напоминает обычный турбореактивный двигатель (ТРД).

Расчетная тяга разрабатываемого двигателя должна была составить 22,5 т. Активная зона авиационного атомного реактора на тепловых нейтронах набиралась из керамических тепловыделяющих элементов, в которых имелись продольные шестигранные каналы для прохода нагреваемого воздуха. В первом варианте вал работал в щадящем режиме, во втором требовались специальные высокопрочные материалы. Рассматривалось два варианта компоновки ТРДА — «коромысло», при котором вал компрессора располагался вне реактора, и «соосный», где вал проходил по оси реактора. Поэтому одновременно прорабатывались варианты с обеими двигательными установками. Но соосный вариант обеспечивал меньшие размеры двигателя.

При условии создания двигателя с компактным керамическим реактором, разрабатываемый самолет должен был иметь дальность полета не менее 25 тыс. Первым в СССР самолетом с атомным двигателем должен был стать бомбардировщик М-60, разрабатываемый на основе существующего М-50. Взлетная масса супербомбардировщика должна была превысить 250 т. км при крейсерской скорости 3000?3200 км/ч и высоте полета порядка 18?20 км.

Поэтому экипаж ядерного самолета должен был располагаться в герметичной многослойной капсуле (преимущественно, свинцовой), масса которой вместе с системой жизнеобеспечения составляла до 25% массы самолета — более 60 т! При взгляде на эскизы и макеты всех атомных самолетов Мясищева сразу бросается в глаза отсутствие традиционной кабины экипажа: она неспособна защитить летчиков от радиационного излучения. Аналогично противорадиационным системам, применяемым на танках, в кабине поддерживалось избыточное давление, исключающее попадание внутрь атмосферного воздуха. Радиоактивность внешнего воздуха (ведь он проходил через реактор) исключала возможность использования его для дыхания, поэтому для наддува кабины использовалась кислородноазотная смесь в пропорции 1:1, получаемая в специальных газификаторах путем испарения жидких газов.

Задняя стенка имела 5-сантиметровое свинцовое покрытие. Катапультная установка состояла из кресла и защитного контейнера, ограждающего экипаж не только от сверхзвукового воздушного потока, но и от мощного радиационного излучения двигателя.

(Все это в 50-х годах — за 30 лет до автономного полета «Бурана»!) Понятно, что поднять в воздух, а тем более посадить 250-тонную машину, прильнув к окуляру перископа, было практически невозможно, поэтому бомбардировщик оборудовался полностью автоматической системой самолетовождения, которая обеспечивала автономный взлет, набор высоты, заход и наведение на цель, возвращение и посадку.

Отсутствие громоздкой кабины также уменьшало на 3 м диаметр самолета и на 4 м — длину, что позволяло создать аэродинамически более совершенный планер по типу «летающее крыло». После того как выяснилось, что самолет сможет решать практически все задачи сам, появилась логическая идея сделать беспилотный вариант — легче как раз на те самые 60 т. Однако в ВВС проект поддержки не нашел: считалось, что беспилотный самолет не в состоянии обеспечить маневр, необходимый в создавшейся конкретной обстановке, что приводит к большей поражаемости беспилотного аппарата.

Ввиду сильного радиационного фона практически все работы были автоматизированы: заправка, подвеска вооружения, доставка экипажа. Наземный комплекс обслуживания атомных самолетов представлял собой не менее сложное сооружение, чем сами машины. Мало того, облучение материалов в полете потоком нейтронов приводило к активации конструкции самолета. Атомные двигатели хранились в специальном хранилище и монтировались на самолете непосредственно перед вылетом. Для отстоя таких самолетов в аэродромном комплексе отводились специальные площадки, а конструкция самих машин предусматривала быстрый монтаж основных блоков посредством манипуляторов. Остаточное излучение было настолько сильным, что делало невозможным свободный подход к машине без применения специальных мер в течение 23 месяцев после снятия двигателей. Ясно было, что такой комплекс в случае начала войны был чрезвычайно уязвим. Гигантская масса атомных бомбардировщиков требовала особых взлетных полос, с толщиной покрытия около 0,5 м.

Каждый район базирования таких самолетов, рассчитанный на обслуживание 10?15 гидросамолетов, занимал участок побережья в 50?100 км, что обеспечивало достаточную степень рассредоточения. Именно поэтому под индексом М-60М параллельно разрабатывался сверхзвуковой гидросамолет с атомным двигателем. В СССР был тщательно изучен опыт Швеции по поддержанию в 1959 году водных акваторий круглый год в незамерзающем состоянии. Базы могли располагаться не только на юге страны. Сами базы предполагалось строить в мощных прибрежных скальных массивах. Используя несложное оборудование для подачи воздуха по трубам, шведам удалось обеспечить циркуляцию теплых слоев воды со дна водоемов.

Воздухозаборники были удалены от поверхности воды на 1,4 м, что исключало попадание в них воды при волнении до 4-х баллов. Атомный гидросамолет был довольно необычной компоновки. Впрочем, целесообразность заслонок подвергалась сомнению: гидросамолет должен был находиться на воде только с включенными двигателями. Реактивные сопла нижних двигателей, расположенные на высоте 0,4 м, в случае необходимости наполовину перекрывались специальными заслонками. Для взлета с водной поверхности применялась уникальная комбинация выдвижных подводных крыльев, носовой и подкрыльевых гидролыж. Со снятыми реакторами самолет базировался в специальном самоходном доке. Гидросамолет М-60М, как и сухопутный родственник М-60, мог находиться с боевой нагрузкой в 18 т на высоте 15 км более суток, что позволяло решать основные поставленные задачи. Подобная конструкция на 15% снижала площадь поперечного сечения самолета и уменьшала его массу. Однако сильное предполагаемое радиационное загрязнение мест базирования привело к тому, что в марте 1957 года проект был закрыт.

Был поставлен крест только на атомных силовых установках с «открытой» схемой — когда атмосферный воздух проходил напрямую через реактор, подвергаясь сильному радиационному заражению. Закрытие проекта М-60 вовсе не означало прекращение работ над атомной тематикой. Первая АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» была спущена на воду в 1957-м — как раз в год прекращения работ над М-60. Надо отметить, что проект М-60 начинал разрабатываться, когда еще не было даже опыта создания атомных подводных лодок. В реакторе происходил нагрев теплоносителя, который потом превращал воду в пар. Реактор К-3 работал по «закрытой» схеме. Успех такой схемы во флоте активизировал работы в этой области и в авиации. Ввиду того, что теплоноситель постоянно находился в замкнутом изолированном контуре, радиационного заражения окружающей среды не происходило. Самолет предназначался для нанесения ударов бомбами и управляемыми ракетами по особо важным малоразмерным целям на территории США и авианосным ударным соединениям на океанских просторах. Постановлением правительства от 1959 года ОКБ Мясищева поручается разработка нового высотного самолета М-30 с атомной силовой установкой «закрытого» типа.

При проектировании конструкторы столкнулись с неприятным парадоксом — падением тяги атомного двигателя с понижением высоты. Разработка двигателя для нового самолета была поручена ОКБ Кузнецова. В конце концов остановились на схеме «утка» с крылом переменной стреловидности и пакетным расположением двигателей. (Для обычных самолетов все было в точности наоборот — тяга падала с набором высоты.) Начались поиски оптимальной аэродинамической схемы. Предусматривалось дополнительное использование углеводородного топлива на взлете, выходе на крейсерскую скорость и выполнении маневров в районе цели. Единый реактор по мощным замкнутым трубопроводам должен был доставлять жидкий теплоноситель (литий и натрий) к 6 воздушно-реактивным двигателям НК-5. В связи с гораздо меньшим радиоактивным фоном от новой двигательной установки, существенно была облегчена защита экипажа, а кабина получила остекление из свинцового стекла и плексигласа общей толщиной 11 см. К середине 60-го года предварительный проект М30 был готов. По планам подняться в воздух М-30 должен был не позже 1966 года. В качестве основного вооружения предусматривались две управляемые ракеты К-22.

В результате Хрущев принял решения, за которые его до сих пор называют могильщиком авиации. Однако в 1960 году произошло историческое совещание по перспективам развития стратегических систем оружия. На совещании ракетчики во главе с Королевым выступили куда более убедительно, чем разобщенные авиастроители. По правде говоря, Никита Сергеевич тут ни при чем. Ракетчикам потребовались минуты: «Нам бы только гироскопы раскрутить». На вопрос, сколько времени требуется на подготовку вылета стратегического бомбардировщика с ядерным боеприпасом на борту, самолетчики ответили — сутки. Преодоление бомбардировщиками средств ПВО также вызывало большие сомнения, тогда как эффективно перехватывать баллистические ракеты не научились до сих пор. К тому же им не требовались многокилометровые дорогостоящие взлетно-посадочные полосы. Результат совещания — самолетостроителям было предложено взять на себя часть заказов по ракетным темам. Вконец сразила военных и Хрущева красочно описанная ракетчиками перспектива «кнопочной войны» будущего. М-30 стал последним авиационным проектом Мясищева. Все самолетные проекты были приостановлены. В октябре ОКБ Мясищева окончательно переводится на ракетно-космическую тематику, а сам Мясищев отстраняется от должности руководителя.

А так, нам остается только любоваться смелыми мечтами в «Популярной механике» и восхищаться сумасшедшими идеями 60-х. Будь авиаконструкторы в 1960 году более убедительны, как знать, какие бы самолеты летали сегодня в небе.


Дата публикации: 03.10.2019


Ещё новости


  16.09.2019  Стало известно, какие животные могут заменить собак в армейской службе

Как оказалось, его вполне могли использовать российские спецслужбы для шпионажа под водой: так, совсем недавно еще один кит, которому привязали камеру GoPro, был найден на территории Норвегии. Так, со...

  04.10.2019  Как устроен завод по выпуску электромобилей

Выпуск новинки налажен на заводе в Штутгарт-Цуффенхаузене, где в своё время появились культовые спорткары 356 и 911. В 2019 году состоялась премьера первого в истории Porsche серийного электромобиля T...

  14.10.2019  Ирландец превратил свои похороны в комедию с помощью оригинальной звукозаписи

Родственники и друзья оценили попытку Брэдли скрасить их горе. Несколько мгновений все вокруг были в замешательстве, а затем начали смеяться. Дочь покойного, Андреа, рассказала, что запись была сделан...

  20.09.2019  В Новой Зеландии найдена блоха Фродо Бэггинса

Это кровососы, питающиеся кровью своих жертв, на которых блоха может запрыгнуть из травы. Травяные блохи — мелкие, порядка пары миллиметров в длину, насекомые, живущие в траве и на деревьях. Высота ее...

  19.10.2019  Эффект материнской платы? Или ОЗУ? 16-ядерный AMD Ryzen 9 3950X протестировали на системных платах с чипсетами B450 и X570 — результаты разные

Результаты получились разные. В базе данных Geekbench 5 появились новые результаты теста AMD Ryzen 9 3950X: в одном случае использовалась системная плата на чипсете AMD B450 (Aorus B450 PRO WIFI), в д...



Все новости
 
 
© 2005-2015 RoverMarket - ноутбуки, КПК, проекторы